В школе дети с нарушениями речевого слуха зачастую сталкиваются с дисграфией (с частичным специфическим нарушением письма). Такому ребенку сложно правильно уловить звук в потоке речи учителя и представить этот звук в виде знака (буквы). Ошибочно в тетради ученика записаны слова: «коза-коса», «дочка-точка» и т.д.
Фонематический слух тесно связан не только с правильным звукопроизношением (ребенок сам себе диктует слово), но и с особенностями зрения на буквы, чтобы верно запомнить их очертание и воспроизвести в тетради. Например, к специфическим нарушениям письма относится «зеркальное» письмо. Буквы З и Е схожи при написании, буква И похожа на знак №.
Дисграфия встречается в пяти формах:
- Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
- Акустическая форма дисграфии.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
- Аграмматическая дисграфия.
- Оптическая дисграфия.
Каждая форма дисграфии имеет свои особенности, которые ложатся в основу кропотливой логопедической коррекционной работы с учеником.
Поэтому самым лучшим вариантом будет не бороться с дисграфией, а заниматься ее профилактикой в тесном сотрудничестве в учителем-логопедом.