Характеристика произносительной речи
К аспектам произносительной речи относится фонетическое оформление речи и одновременно комплекс рече-двигательных навыков, которыми оно определяется.
Сюда относятся:
-навыки речевого дыхания,
-голосообразования,
-воспроизведения звуков и их сочетаний,
-словесного ударения,
-фразовой интонации со всеми ее средствами,
-соблюдения норм орфоэпии.
Произносительная речь объединяет звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодику и интонацию речи) (по Л.С. Волковой).
Исследователи Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова считают период речевого развития (от рождения до 6 лет) сензитивным, т.е. особо чувствительным к восприятию речи окружающих и влиянию факторов внешней и внутренней среды, из-за чего дети продуктивнее осваивают устную речь.
А.А. Леонтьев выделил этапы в развитии речи от рождения до 3 лет:
1) доречевой этап - 1-12 месяцев,
2) этап первичного освоения языка (дограмматический) – 1-2 года
3) этап усвоения грамматики – 2-3 года.
Важно:
1.правильно и вовремя сформировать у ребенка фонетические навыки для обучения чтению и письму в школе.
2.устранение недостатков произношения и становление произносительных навыков - важнейшая задача учителя-логопеда в работе с детьми.
XX